Маразлиевская уголъ м. Арнаутской

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



арте-ФАКТЫ

Сообщений 1 страница 4 из 4

1

Мы открываем новый раздел, который станет хранилищем не просто полезной информации или сиюминутных настроений, а акцентов и доминант, которые бы мы хотели видеть в этом проекте. Это место для персоналий и предметов, для фактов из настоящего, которые стали следствием интересующего нас прошлого, и событий минувших дней, который едва ли можно восстановить по скупым строкам газетной хроники.

Что касается этики раздела, то тут можно и нужно оставлять комментарии, дискутировать по выложенному материалу, спорить, опровергать, дополнять и т.д., но если у Вас есть интересная информация по какой-то другой теме нашего периода, то, перед тем, как выкладывать ее здесь, посоветуйтесь с нами - насколько эта информация цельно укладывается в задумку игры. Спасибо 8-)

2

Итак, арте-ФАКТ №1
"Бесполезно, конечно, напоминать, что мы живем в эпоху, которой будут весьма интересоваться наши потомки. Но, может быть, следует поддать о том, что о Русской революции будет написано столько же лжи, сколько о Французской. Из этой лжи вытечет опять какая-нибудь новая беда. Для нас это ясно. Мы, современники Русской революции (начавшейся в 1917 году), прекрасно знаем, какую роль в этом несчастьи сыграло лживое изображение революции Французской. Поэтому в высшей степени важно для нашего будущего правдивое изображение того, что сейчас происходит перед нашими глазами."
Шульгин В.В. "1920"   
http://upload.wikimedia.org/wikipedia/commons/9/92/Shulgin.jpg 
Шульгин Василий Витальевич(1878-1976) -  журналист, монархист, один из лидеров фракции националистов в IV Государственной думе. Член Прогрессивного блока думских фракций, созданного в 1915 г. Вместе с А.И. Гучковым принял манифест об отречении  императора Николая II. После Октябрьской революции участвовал в создании Добровольческой армии. С 1922  г. жил в эмиграции. В 1944 г. арестован в Югославии и препровожден в СССР. Находился в заключении до 1956 г., потом в ссылке во Владимире. Нам он интересен как современник, который оставил огромный пласт переживаний, впечатлений и осмыслений своей эпохи.

"Изобретение слова «буржуй», в его специально русском значении, было ловчайшим ходом в атаке коммунистов. Сие было проделано в полном соответствии с доктриной «разделяй и властвуй», точнее сказать: «расстреливай, разделяя»."
Шульгин В.В. "Что нам в них не нравится?" http://libereya.ru/biblus/shulgin1/

Как и другие сектанты, украинствующие могут быть разделяемы на три категории:
1) Честные, но незнающие.  Это те, которых обманывают.
2) Знающие, но бесчестные; призвание сих обманывать “младшего брата”.
3) Знающие и честные.  Это маниаки раскола; они обманывают самих себя.
Шульгин В.В. "Украинствующие и мы" http://www.angelfire.com/nt/oboguev/images/shulgin1.htm

Белые — честные до донкихотства. Грабеж у них несмываемый позор. Офицер, который видел, что солдат [18] грабит, и не остановил его, — конченый человек. Он лишился чести. Он больше не «белый», — он «грязный»... Белые не могут грабить.
Белые убивают только в бою. Кто приколол раненого, кто расстрелял пленного, — тот лишен чести. Он не белый, он — палач. Белые не убийцы: они воины.
Белые не горожане и не селяне — они русские, они хотят добра и тем и другим. Они хотели бы, чтобы мирно работали молотки и перья в городах, плуги и косы в деревнях. Им же, белым, ничего не нужно. Они не горожане и не селяне, не купцы и не помещики, не чиновники и не учителя, не рабочие и не хлеборобы. Они русские, которые взялись за винтовку только для того, чтобы власть, такая же белая, как они сами, дала возможность всем мирно трудиться, прекратив ненависть.
Белые хотят быть сильными только для того, чтобы быть добрыми...
Разве это люди?.. Это почти что святые...
Шульгин В.В. "1920"   http://militera.lib.ru/memo/russian/shu … index.html

Но нам любопытен Шульгин не только как мемуарист. В Одессе он был ближайшим сподвижником Гришина-Алмазова, который был назначен главным начальником военных отрядов Добровольческой армии в городе, или попросту военным диктатором. О перипетиях генеральской судьбы Гришина-Алмазова, в том числе и через призму Шульгина, повествует Ивлев: http://prstr.narod.ru/texts/num0503/1ivl0503.htm

Очень хочется, чтобы эти личности не остались тенями в стороне...

3

Вошел Виктор Федорович. Худое лицо его казалось еще более осунувшимся, чем обычно, глаза подозрительно блестели.
- Поздно, господа, - с кривой усмешкой смертника бросил он с порога. – Их расстреляли. Даже ребенка не пощадили, да примет Господь его чистую душу…
Что?! Шок от услышанного был так силен, что никто не мог вымолвить и слова. Да, противодействие, да, арест. Пусть даже не во дворце или имении, с этим мы смирились и уже знали что делать. Но расстрел…
- Ц- царевича Алексея? – с заиканием, визгливо переспросила Мария Павловна.
- А я всегда говорил…- начал было Арефьев, но Виктор Федорович бросил в его сторону испепеляющий взгляд и тот тут же умолк.
- Да, Машенька, цесаревича. – Он направился к стенному бару и принялся очень спокойно, движениями страдающего сомнамбулизмом, расставлять рюмки. – Пока мы тут с вами спорили о том как их спасти, спасать стало некого. Давайте помянем их, господа, и выпьем за крах наших иллюзий…
Спохватившись, мы поспешно вскочили со своих мест. Я решился заговорить:
- Виктор Федорович, а нет ли какой ошибки? Может красные специально пустили такой слух, чтобы всякие – ну, вроде нас – руки опустили. Или может кому из великих княжон удалось спастись? Как на них могла у кого-то подняться рука?
- У этих безбожников… - голос моего учителя дрогнул. – Не знаю, мой мальчик, но мне хотелось бы в это верить…

Отредактировано Verdandi (2009-08-01 21:38:16)

4

Несколько слов об анархистах...
Существует досадный стереотип, что анархизм – это полное безвластие, бардак и абсолютная вседозволенность. Напротив. Это мечта об идеальном обществе, члены которого достигли столь высокого уровня личной ответственности, что более не нуждаются в институте государственного управления, суть которого – принуждение. Долой цепи власти, где одни люди правят другими на основании каких-то личных привилегий, долой тюрьмы и прочие инструменты принуждения. Анархисты верили, что добровольное сотрудничество индивидов, основанное на личной заинтересованности, взаимопомощи и ответственности каждого участника способно с успехом заменить государственный аппарат. Утопия? Возможно. Но какая красивая. Свобода не «от», а свобода как высшая форма личной ответственности, не нуждающейся более во внешних цепях государственных институтов. За такую мечту об идеальном, по-настоящему свободном обществе не жаль и жизнь отдать. Поэтому на черных знаменах начертано: «Свобода или смерть».

Екатеринослав и гуляй поле не столь далеки от Одессы. А слава Нестора Махно шла далеко впереди него.
Исторические вехи пути Нестора Махно и его программные высказывания.

*   *   *
После Февральской революции Махно, как и множество других заключенных, как политических, так и уголовных, был досрочно выпущен из тюрьмы. Попал туда в результате участия в ряде террористических актов и экспроприаций как член Гуляй-польской группы "Вольный союз анархистов-хлеборобов" (в обвинительном акте она  была названа "Крестьянская группа анархистов-коммунистов"). В тюрьме значительное влияние на взгляды Махно оказал сокамерник анархист Петр Аршинов, активно занимавшийся революционной деятельностью в г. Екатеринославе.
*   *   *
После освобождения из московской Бутырки Н.И. Махно отправился на родину в Гуляй-Поле, где он оказался фигурой очень заметной. Еще бы – один из немногих политкаторжан. Махно сформировал отряд "Черная гвардия", с которым проводил экспроприации, и провозгласил "помещичьи, монастырские и государственные земли общественным достоянием". 25 сентября 1917 г. Махно подписал декрет уездного Совета о национализации земли и разделе её между крестьянами. Махно по требованию односельчан был избран главой крестьянского союза и местного крестьянского Совета. Осенью 1917 г. он прогоняет администрацию Временного правительства из волости и участвует в боях за установление Советской власти в г. Александровске.
*   *   *
С 1 по 5 декабря 1917 г. в Екатеринославе Махно принял участие в работе губернского съезда Советов рабочих, крестьянских и солдатских депутатов, в качестве делегата от Гуляйпольского Совета; поддержал требование большинства делегатов о созыве Всеукраинского съезда Советов; избран в состав судебной комиссии Александровского ревкома для рассмотрения дел лиц, арестованных Советской властью.
Вскоре после арестов меньшевиков и эсеров Махно стал выражать недовольство действиями судебной комиссии, предложил взорвать городскую тюрьму и освободить арестованных. Отрицательно отнёсся к выборам в Учредительное собрание, назвал складывавшуюся ситуацию «карточной игрой»: «Не партии будут служить народу, а народ — партиям. Уже теперь… в деле народа упоминается одно лишь его имя, а вершат дела партии» (с).
*   *   *
В мае 1918 Махно приехал в Москву, встречался с известными анархистами. И пришёл к выводу, что здесь "центр бумажной революции", способный только на советы. Зато Ленин  Ленин в беседе заявил. что готов сотрудничать с такими анархо-коммунистами, как Махно. "Я лично почувствовал, что начинаю благоговеть перед Лениным", писал Махно, попавший под обаяние сильной личности вождя революции, в мемуарах. В июне 1918 Махно вернулся домой, в Гуляй Поле и продолжил действовать.
*   *   *
После оккупации Украины австро-германскими войсками летом 1918 г. Махно создает небольшой партизанский отряд для борьбы с интервентами. Вскоре после ряда успешно проведенных боев, в ходе которых Махно проявил недюжинные организаторские способности, талант военачальника и храбрость, он, по старой традиции запорожских казахов, избирается партизанами "батькой". Чуть позднее, после того, как его отряд вырастет численно и практически освободит значительную территорию Екатеринославской губернии, он, по просьбе подпольного Екатеринославского губкома большевистской партии и ревкома, будет назначен командующим повстанческими войсками Екатеринославщины. Под его началом уже порядка 80 тысяч человек.
Впрочем, ряда противоречий с большевиками это не отменило.
*   *   *
«Если товарищи большевики идут из Великороссии на Украину помочь нам в тяжелой борьбе с контрреволюцией, мы должны сказать им: „Добро пожаловать, дорогие друзья!“. Если они идут сюда с целью монополизировать Украину, мы скажем им: „Руки прочь!“.
*   *   *
Пока белые вообще и войска Деникина столь сильны, что всерьез планируют поход на Москву (и вполне в состоянии его осуществить!) – красные нуждаются в любом союзнике. Нестор Махно, в свою очередь, по идейным соображениям отказался от союза с белыми, предложенного ему на весьма выгодных условиях: «Главный наш враг, товарищи крестьяне, — Деникин. Коммунисты — всё же революционеры… С ними мы сможем рассчитаться потом. Сейчас всё должно быть направлено против Деникина».
*   *   *
Перед лицом общего и сильного врага красные и махновцы откладывают в сторону накопившиеся противоречия и претензии. И то, что политика красных в занятых ими районах Екатаринославнсого уезда коробила Махно («Советская власть изменила «октябрьским принципам», а Коммунистическая партия узаконила власть и «оградила себя чрезвычайками» (с). И то, что порой анархисты оказывались большими социалистами, чем красные: махновцы требовали «социализации» земли, фабрик и заводов; изменения продовольственной политики; свободы слова, печати и собраний всем левым партиям и группам; неприкосновенности личности; отказа от диктатуры коммунистической партии; свободы выборов в Советы трудящихся крестьян и рабочих. И то, что Нестор Махно – союзник очень проблемный и непокорный, но пока он слишком полезен, даже необходим. Если его люди не закроют собой путь Денкина на Москву, дело революции окажется под серьезной угрозой. Красные в одиночку не справятся. Все внутренние распри - потом. Пока красные и анархисты в одной лодке.

И в ответ партийной команде,
За налог на крестьянский труд,
По стране свищет банда на банде,
Волю власти считая за кнут.
И кого упрекнуть нам можно?
Кто сумеет закрыть окно,
Чтоб не видеть, как свора острожная
И крестьянство так любят Махно?..
(С. Есенин, поэма «Страна негодяев»)

использованы материалы с сайта http://www.makhno.ru/